Главная > В России, Ростовская обл., Власть, Социальная сфера

Ольга Борзова: Задача сохранения семьи должна стать приоритетом в России


8 апреля 2013, 10:04
Заместитель председателя комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы РФ, член Генсовета партии «Единая Россия» Ольга Борзова выступила в эфире областной радиостанции «Дон-ТР». В своем интервью парламентарий рассказала о масштабной работе на федеральном уровне по защите прав детей-сирот.


Корр: - Ольга Георгиевна, мы знаем, что вы - человек, который не только по служебной необходимости работает с детьми, оставшимися без попечения родителей, но также занимается их судьбами по зову сердца. Расскажите, пожалуйста, насколько сложным является положение одиноких детей в России?

О.Г.Борзова: - Тема сиротства в последнее время получила большую актуальность. И в настоящее время отчетливо просматривается тенденция положительного решения данной проблемы. Напомню, в конце прошлого года Президентом России Владимиром Путиным был издан указ, касающийся проблем детей-сирот. В свою очередь, партия «Единая Россия», Правительство и Государственная дума работают сегодня над созданием комплексной системы мер по преодолению сиротства во всех его проявлениях. Создана Рабочая группа партии по развитию института усыновления, ее возглавляет секретарь Генерального совета «Единой России», вице-спикер Госдумы Сергей Неверов. В рабочей группе действует 9 подгрупп, одну из которых, касающуюся реформирования медицинского обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, довелось координировать мне. В этой подгруппе работают депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители общественных организаций, а также – что самое главное – выпускники детских домов. Бывшие воспитанники детдомов знают эту проблему изнутри и знают, что надо делать.

Отвечая на ваш вопрос, следует сказать откровенно – не все гладко еще в стране с медобеспечением одиноких деток. Встречаются трудности с проведением диспансеризации для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Да, диспансеризация проводится, но вот ее эффективность не отслеживается. Об этом можно судить по отсутствию единой базы данных таких детей и невозможности отслеживать динамику поставленных диагнозов в рамках диспансеризации. Иными словами – диагноз выявлен, а что дальше? Где меры, направленные на улучшение качества жизни ребенка? Где работа по лечению и оздоровлению детей? Над всем этим надо работать.

К слову, ряд предложений нашей подгруппы, касающиеся озвученных мною проблем, находят свое отражение в постановлениях Правительства России и текущей законопроектной деятельности Государственной Думы. Так, нам удалось значительно изменить порядок осуществления усыновления – сняты отдельные диагнозы, которые ранее препятствовали этому процессу и упрощена сама процедура усыновления. Утвержден ряд новых мер по оказанию медицинской помощи сиротам, в том числе, высокотехнологичной. Совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен проект закона о социальном обслуживании, предусматривающий уход социальными службами за ребенком-сиротой в случае его длительного лечения в стационаре.

Однако есть еще одно непростое обстоятельство. Если мы посмотрим, сколько сейчас в стране сирот при живых родителей, то увидим, что эта цифра неоправданно большая.

Накануне эфира я посетила Дом ребенка №4 г.Ростова-на-Дону. Из 60-ти его воспитанников 75% - «социальные сироты». Сотрудники этого дома ребенка – очень хороший и дружный коллектив, преданный своему делу, каждый из них по-настоящему любит своих воспитанников. И вот самый первый вопрос, который они мне задали, касался отнюдь не заработной платы сотрудников подобных учреждений, как можно было ожидать – сотрудники детского дома спросили меня о методах преодоления явления сиротства при живых родителях.

Действительно, вопрос этот остро стоит в обществе. Решение проблемы «социального сиротства» лежит в плоскости лечения пороков нашего общества – наркомании, алкоголизма, безработицы и личной невостребованности.

Корр: - Что же планируется предпринять для укрепления института семьи и предотвращения новых случаев «социального сиротства», чтобы ребенок благополучно жил с мамой и папой и они не отказывались от него?

О.Г.Борзова: - Система мер для укрепления семьи, профилактики «социального сиротства» - это особый блок вопросов, который должен быть во внимании как законодателей, так и гражданского общества. Каждый случай превращения в сироту при живых родителях уникален, но имеет общие корни. Речь тут идет и об отсутствии жилья, в котором можно было бы жить с ребеночком, и об асоциальном образе жизни, и многом другом. Иногда ключевую роль играет невнимательное отношение местных органов власти к семьям, способным потенциально отказаться от своего ребенка.

Должна сказать, что настало время отступить от многих категорических оценок в обществе. Политика сохранения семьи должна обрести более гибкую форму. Институты гражданского общества, которые нацелены на оздоровление российской семьи, пропагандирующие семейные ценности, должны обрести новый импульс развития.

Другой аспект – наблюдение за усыновленным ребенком после его перехода в приемную семью. Такое наблюдение необходимо для предотвращения отказа от малыша. Да, этот процесс закреплен законодательно, но его исполнение осуществляется порой формально. В целом же, этот процесс трехсторонний – с одной стороны, должны активнее работать органы опеки и попечительства, с другой – общественные организации, с третьей – органы образования.

Существенно осложняет работу отсутствия единого органа координации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без опеки родителей. За дома ребенка отвечает Министерство здравоохранения, детские дома курирует Минобразования, школами-интернатами занимается Министерство труда и социальной защиты. Межведомственная разобщенность ответственных за судьбу детей госучреждений является помехой эффективной реализации государственной политики в сфере прав защиты детей-сирот.

Конечно, есть разные точки зрения на решение этого вопроса, надо ли создавать особое министерство или достаточно какого-то одного управления. Но ясно одно – за выработку методологии решения проблем семьи и детей должны отвечать особые специалисты. А вот реализовывать можно уже силами различных ведомств.

Корр: - Ольга Георгиевна, спасибо за интересную и содержательную беседу.

Информация


Вернуться назад